Ласты. Выбор. Идеальные ласты для подводной охоты

Автор Матроскин, 28.03.2009, 13:37:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Матроскин

11.02.2005 | Олиус Валерий | Снаряжение для ПО Ласты, Снаряжение Сперто с http://apox.ru/content/view/312/76/

При изучении функциональных качеств ласт необходимо рассматривать физическую систему «пловец-ласты-вода» с точки зрения ее энергетических преобразований. Мышечная энергия пловца переходит в потенциальную энергию упругих деформаций ласты, которая передается жидкой среде в виде ее движения, обеспечивая по теореме импульсов движительные силы пловца. Воздушный винт отбрасывает воздух, ракетный двигатель – газы, а ласта – воду.

Таким образом, для ласты, как энергопреобразующего элемента, наиболее важным становится способность эффективно воспринять энергию в виде упругих обратимых деформаций изгиба и отдать их воде. Аналогично шесту прыгуна или древку лука накопленная энергия передается другому телу. Наиболее эффективным материалом для такой энергетической системы становится материал, способный накопить наибольшую энергию при наименьшей массе. Если принять удельный показатель упругой энергии на единицу массы алюминиевого сплава за 1, то аналогичные показатель для титана, углепластика и стеклопластика составляют 2, 4.6 и 17 соответственно. Поэтому ласты для активного плавания наиболее эффективно изготавливать из стеклопластика.

Если ласты используются как руль, то наиболее важным критерием эффективности становится эффективность управления, то есть жесткость и прочность на изгиб. Для такого назначения наиболее подходящим материалом является углепластик, но ласта теряет эффективность в виде движителя.

Стеклопластик имеет преимущество не только благодаря наивысшей энергоемкости, но и другим свойствам. Углеволокно карбоновых или углепластиковых ласт имеет высокую жесткость и малую предельную деформативность или хрупкость, то есть малая деформация, особенно локальная, приводит к разрушению волокна. Ласты из «угля» деформируется при изгибе на сравнительно малые величины до начала разрушения по сравнению со «стеклянными». Пловец практически не достигает пределов прочности при плавании, но любое неосторожное обращение приводит к быстрому разрушению углепластиковой ласты, например, удары, запредельная деформация, забоины, большие царапины и порезы.

Ласты из термопластичных материалов при малой жесткости не обеспечивают высокой энергоемкости из-за малой прочности, сильного изменения жесткости с температурой, ползучести. Последнее отчетливо наблюдается при неполном возврате в начальное положение после большой деформации. Кроме того, ласты такого типа имеют еще один довольно важный недостаток – высокое внутреннее демпфирование или трение. Оно проявляется в поглощении энергии упругих колебаний и преобразований ее в нагрев материала. Таким образом, часть энергии пловца тратится на непроизводительный нагрев воды. Для некоторых видов резины доля упругой энергии, рассеиваемая во внешнюю среду, составляет до 15-25%, увеличиваясь с понижением температур. Кстати, любые накладки в виде ребер из резины, уменьшающие перетекание воды, также способствуют непроизводительному расходованию энергии из-за внутреннего трения, что сводит на нет, улучшения гидродинамических характеристик.

Рассматривая материалы, из которых изготовлены ласты, не стоит забывать, что только название не несет полной характеристики. Или – стеклопластик стеклопластику рознь. Плохой материал от хорошего может отличаться в десять и более раз, особенно с точки зрения удельной энергоемкости. Бывают разные стекло- и углеволокна, прочные и малопрочные, жесткие и мягкие, дешевые и дорогие. Наиболее качественные материалы применяют в аэрокосмической промышленности, где требование малого веса при заданном уровне прочности и жесткости становится очень важным, оттесняя на второй или третий план характеристики стоимости. Стоимость килограмма вертолетных конструкций достигает показателя золота, космические конструкции еще дороже. Для изделий общего назначения обычно применяют среднепрочные материалы. Обычно характеристики таких материалов вполне удовлетворяют требования потребителей. Однако в спортивных и профессиональных изделиях, как правило, используются высококачественные материалы.

Стоимость зачастую необходимо рассматривать как наиболее важный параметр наряду с удельной энергоемкостью. Стоимость 1 килограмма ткани или ленты составляет: стеклянной – 7-10 $/кг, углеродной - 60-200$/кг, кевлара – 120-150 $/кг. Принимая во внимание, что количество и стоимость связующего в пластиковой композитной ласте с разными армирующими материалами одинакова, становится понятным очевидность преимущества стеклопластиковых пластин.

В качестве связующего применяют полиэфирные, эпоксидные, реже феноло-формальдегидные смолы, иногда – термопласты. Каждое связующее имеет достоинства и недостатки, среди которых можно назвать следующие. Полиэфирные смолы постепенно выделяют стирол, что приводит к растрескиванию и полному выходу из строя изделия через 10-12 лет. Кроме того, уровень прочности пластика существенно ниже аналогов. Эпоксидные смолы аналогично большинству термореактивных смол не лишены недостатков в виде влагопоглащения, однако, именно их применяют в большинстве высокопрочных изделий. При этом следует отличать смолы горячего и холодного отверждения. Первые, как правило, имеют более высокие показатели прочности, твердости, меньше их внутреннее демпфирование. При нагреве до 50 градусов на жарком солнце пластик холодного отверждения размягчается, проявляет склонность к ползучести (после изгиба ласта не возвратится в нулевое положение), уменьшает прочность. Горячее отверждение связано с применением специального дорогого оборудования, увеличивающего стоимость, но изделия из такого пластика обеспечивают наиболее высокие характеристики. Наиболее высокими качествами для ласт обладают пластики на основе термопластичных матриц с высокой степенью кристалличности (поликарбонатные, полисульфоновые, полиэфирэфиркетоновые) ввиду практически нулевого влагопоглащения, большой ударной прочности, высокой стойкости к действию окружающей среды, но их применение связано с существенными технологическими проблемами, да и стоимость слишком высока.

Энергопреобразование в системе «пловец-ласты-вода» происходит под влиянием периодических воздействий со стороны пловца. Ласта под действием воздействий со стороны пловца деформируется, отдавая через время накопленную энергию. Если на воздухе подобная система колебалась бы достаточно долго, то в воде при высоком гидравлическом сопротивлении ласта быстро (в течение одного колебания) возвращается в нулевое положение. Ласта с физической точки зрения при этом представляет собой колебательную систему с периодическим возбуждением и высоким демпфированием. Для любой колебательной системы отдача энергии с наибольшей эффективностью будет соответствовать резонансу, то есть совпадению частоты внешних возбуждений со стороны пловца и собственных упругих колебаний.

Так как каждый пловец обладает персональной, характерной только ему техникой плавания, частотой гребка, физической энергией, то и понятие «идеальной» или «наилучшей» ласты становится сугубо персональным. Иными словами, каждому пловцу соответствуют свои настройки прочности, жесткости и массы ласты, геометрические характеристики. Любителю скоростного «педаляжа» (выражаясь словами велосипедистов) подойдут жесткие ласты, а любителям силового – мягкие, выносливым и сильным – ласты большой площади.

Рассмотрение только материала ласта не создает полной картины о качестве изделия. При разных геометрических параметрах ласты могут существенно различаться по энергоемкости. Наиболее важными геометрическими характеристиками являются форма в плане, характер изменения толщины полотна ласты и угол в комле.

Форма в плане наиболее существенно определяет гидродинамические способности ласты к передачи энергии воде. В идеале ласты стремятся к большой длине с плавным увеличением от комля, а затем сужением. Однако большая длина приводит значительному увеличению массы и частоты собственных колебаний – наиболее эффективная техника гребка перемещается к медленным движениям, нехарактерным человеку.

Угол у основания ласты призван «вылечить» природный недостаток человеческой ноги – изгиб в ступне. При отсутствии угла перелома сопротивление пловца увеличивается, а эффективность гребка снижается. С функциональной точки зрения, отсутствие угла перелома эквивалентно снижению коэффициента полезного действия системы «пловец-ласты-вода». В зависимости от особенности плавания (погружение, скоростное плавание) этот размер имеет вполне определенные оптимальные характеристики.

Иногда, для уменьшения толщины к концу ласты изготавливают фрезерованием толстой пластины пластика. Такая конструкция не позволяет использовать угол у основания ласты. Волокна в пластике оказываются перерезанными. Но наиболее важной особенностью является вскрытие внутренних пор. Дело в том, что термореактивные связующие при отверждении выделяют летучие компоненты, не полностью выделяющиеся из материала, оставаясь в виде очень мелких пузырьков. Их размер и количество зависят от связующего, параметров отверждения, давления и степени вакуумирования при отверждении, качества дренажа. Большая часть пузырьков находится в толще материала. Впоследствии они создадут условия для разрушения, будут способствовать влагопоглащению и старению пластика. Фрезерованный материал обнажает поры, увеличивает влагопоглощение и интенсивность старения пластика. Окраска не спасает пластик от проникновения влаги, так как кроме проникновения на физическом уровне происходит аналогичное на молекулярном уровне (осмос).

Изготовление стеклопластикового изделия высокого качества связано с решением большого числа технологических проблем. Дабы избежать оные часто используют заранее отформованные стеклопластиковые пластины – стеклотекстолит. Его преимуществом является однородность свойств по пластине и воспроизводимость свойств от ласты к ласте, дешевизна. Однако на этом достоинства заканчиваются. Недостатки – отсутствие угла в комле, переменная толщина, невысокие прочностные показатели материала, большая масса – не позволяют рекомендовать такие ласты профессионалам.

Для профессионалов можно в итоге посоветовать следующий тип ласт: стеклопластик горячего отверждения цельной формовки, с углом в комле, соответствующим условиям использования, и жесткостью, подобранной экспериментально по вашим параметрам плавания и энергетике.


Эрл Асмур

А что эксперты скажут по поводу моноласт? В юности пробовал - очень понравились.

Матроскин

#2
На задержке дыхания необходимо как можно мньше движений, раздельная ласта позволяет использовать до 10-ти мышц обеих ног для передвижения, тогда как моноласта требует движения всем телом, что существенно снижает время задержки дыхания.
Это я от имени экспертов ответил :-)
З.Ы. Скорость правда обалденная!!! Но это к спорту ближе, чем к ПО  *snork*

Эрл Асмур

Ясно. Спасибо. :) А все равно с ней красиво нырять... :)

Bin555

Красиво... Нырял... Пробовал... Но для ПО она прост не подходит... Тут задачи другие... А из камыша в ней просто не уйти...
Мир, дружба, подводная охота... :)

viktor

#5
мы тут с ребятами замутили самопальные стеклотекстолитовые лопасти как у лагутина, результаты хорошие, хвалюсь http://www.podvoh33.ru/forum/index.php?showtopic=49
идея взята от сюда http://apox.ru/forum/index.php?showtopic=1361

Матроскин


ПРОныра

#7
Цитата: Матроскин от 25.03.2010, 17:40:59Предупреждаю
а за что?
Помойму достойные ласты получились, только все равно не понял я технологию
Любые слаботочные сети! Автоматические пожарные, охранные сигнализации, видеонаблюдение, контроль доступа - монтаж, наладка, техническое обслуживание. Проектная документация, планы эвакуации.

viktor

если будет интерес и вопросы, спрашивайте-подскажу 

andreyf

Очень интересная статья, но я так и не понял какие ласты мне купить. Где, в каких условиях охотиться пока не знаю, Думаю кроме всего прочего будет Ирень, Лягуша
В связи с этим хочу провести опрос :

1 Кто в каких ластах охотится (модель)?
2 Каковы условия охоты? (река, пруд, стиль охоты)
3 Личные впечатления от пользованиями ластами.
4 Какие рекомендации можете дать по выбору ласт для охоты в Пермском крае?

Понятно что отзывы будут субъективными, но если отзывов будет много, то можно сложить общую картинку по оптимальным ластам для охоты в Пермском крае.

За ранее благодарен всем, кто найдет 5 минут для ответа.

rudy102

у меня МАРЕС piana avantitre (еще там циферки есть про размер), синие короткие, закрытая пятки, чисто под носок, для камыша, заводе очень отличная штука, да и в лягухе я не выгляжу, застрявшей в грязи посудиной

Николай

Купил в этом году Марес разор, насок с ботом влезаю и чувствую себя
комфортно, только на воде ещё не пробывал!!!
Надеюсь будет гуд!!! К стате размер галоши предпоследний, моя нога 41/5,
Ботинок 5мм, носок 3мм. У ботинка подошва как на кедах, название не помню,бывает!!!
О впечатлениях позже.
Жизнь хороша, когда не спеша!!!

viktor

#12
Цитата: rudy102 от 01.05.2010, 18:11:23для камыша, заводе очень отличная штука,
я про свои техно-саб стратос (открытая пятка)также думал *pioneer*, потом купил длинные омер миллениум как бы для реки и старые дайверские с тех пор больше не доставал, досих пор лежат где то вместе с ботами, пылятся... :)  а ещё через годик попробовал поплавать в стеклянных лагутинских вейв-нормал и понял что ХОЧУ и это не каприз а объективное сравнение, и ещё на соревнованиях по стрельбе в бассейне присмотрелся кто в чём из 25-и участников плавает и как, однако вейвы блин дорогие, порылся в инете и смастерил нечто похожее(лопасти к омерам, хвалился выше), характеристики получились идентичными, после этого моему примеру последовали ещё 6 человек, двое из которых в данный момент в новороссийске готовятся к чемпионату россии 5 мая(они сделали морской вариант лопостей длиннее на 10 см и с углом загиба 12гр вместо 22-х для глубин), кстати в фильмах лагутина, кочубея, щукина и докучаева очень часто мелькают такие же желтые стеклянные самопалы.
ещё один товарищь сейчас ждет из латвии лидерфины, это сендвич карбон со стеклом, скоро кубок области с заплывами на скорость, опробуем, сравним.
ЦитироватьКакие рекомендации можете дать по выбору ласт для охоты
советоватую при равных прочих (цене) выбрать длинные охотничьи, а не дайверские, и на простой носок без всяких бот(с закрытой пяткой). но к сожалению основной критерий в выборе как обычно финансовые возможности :( когото не каждый карбон устраивает, а ктото в дельфинах души не чает.
ну и как говорится: "скупой платит дважды, первый раз китайцам",
удачи!

Николай

#13
Цитата: viktor от 03.05.2010, 04:59:08и на простой носок без всяких бот(с закрытой пяткой).
А как быть если приходиться иной раз и по булыжнику прогуляться?!?!?!
Знаю товарищей у которых и боты и закрытая пятка и не жалуються,
конечно на скорость это влияет, но для охотника главное комфорт я дямаю!
Выше тоже отписал про свою обнову, к стати они длинные и с закрытой пяткой!
Будем пробывать, тестировать!!!
Жизнь хороша, когда не спеша!!!

viktor

#14
ну, на скорость боты врятли повлияют, просто надевать думаю не удобно ну и во время охоты могут неудобства доставлять наверное, а так конечно по берегу бегать гораздо удобнее и не только по булыжникам, мне в носками приходится таскаться со сланцами в сложных местах, некоторые силиконом низ носков мажут, делают такую маленькую подошву, зато в галошах очень комфортно нога сидит, мы ж во время охоты в воде побольше времени проводим чем на земле :-)

Николай

Цитата: viktor от 03.05.2010, 16:01:28просто надевать думаю не удобно
К удивлению всё совсем на оборот, правда на сухую!
Одевать нармально, а вот снимать сначало из бота, а потом из ласты бот!!! :D
На водаёме посмотрим!!! :)
Жизнь хороша, когда не спеша!!!

ПРОныра

Виктор из чего отбортовку лопастей делал? СТЭФ 2 использовал? По чем он у вас? В Перми нашел в одном месте по 700 руб за кг. Лист 5 кг. Если одному заморачиваться то дорого, проще готовые лопасти купить в Лысьве 2500 руб за комплект. 5500 ласты целиком.
Любые слаботочные сети! Автоматические пожарные, охранные сигнализации, видеонаблюдение, контроль доступа - монтаж, наладка, техническое обслуживание. Проектная документация, планы эвакуации.

Николай

Цитата: ПРОныра от 03.05.2010, 20:54:42По чем он у вас?
350р за кг, лист 4кг
Цитата: ПРОныра от 03.05.2010, 20:54:42Виктор из чего отбортовку лопастей делал?
для этого хорошо подходит резинка от ВАЗ 2110 между панелью приборов и лобовым стеклом, хватает на одну лопасть
Извеняюсь, за нахальство!!! Можен не правельно нашол, простите!!! :-[
Жизнь хороша, когда не спеша!!!

ivshin


Николай

Я так понел это из магазина, по такой-же технологии.... !
Жизнь хороша, когда не спеша!!!

ivshin

Да, у нас в магазине, лопасти слоёные, с отбортовкой, сам хочу вместо ГАРА 3000, но нет моих размеров галош.

Николай

Цитата: ivshin от 03.05.2010, 21:34:57сам хочу вместо ГАРА 3000
А эти чем не устраивают?
Вроде нормальные, производитель не плохой!!!
Жизнь хороша, когда не спеша!!!

ivshin


viktor

есть не дорогой фабричный вариант стекла от саргана, вместе с калошами 5 с чемто тыщ, но у них почемуто совсем нет загиба на основании, и отзывов про них я чтото не нашёл :-( . мои самоделки мне обошлись в 700руб, а в москве ещё дешевле почти вдвое.  в продаже такие желтые лопасти были замечены только на выставке ЗД за 2500руб тоже без угла и даже не зашлифованые, как сняли слои ступенями, так и продавали полуфабрикатами!   

viktor

Цитата: ivshin от 03.05.2010, 20:34:57
Да, у нас в магазине, лопасти слоёные, с отбортовкой, сам хочу вместо ГАРА 3000, но нет моих размеров галош.
а при чём здесь размер галош? у гары разве не съемные лопасти? 

Николай

Цитата: viktor от 04.05.2010, 01:08:24за 2500руб
Чёт мне кажеться дороговато!!!
Изночально речь была как бюджетный вариант, своими руками!
Может заблуждаюсь, незнаю!!! :)
Жизнь хороша, когда не спеша!!!

Николай

Цитата: viktor от 04.05.2010, 01:23:16у гары разве не съемные лопасти?
Не утверждаю на вроде нет.
Хозяин ласт молчит!
Жизнь хороша, когда не спеша!!!

viktor

конечно 2500 очень дорого, к тому же там были сделаные на половину, вообще свинская цена!!! а что делать, вон те же самые простые омеры длинные уже под пятерку стоят! за одну калошу резиновую полтора рубля! за что? у нас двое сейчас пытаются приладить такие лопасти к дешевым китайским пляжным фанеркам, вернее к галошам от них, посмотрим, теоретически возможно.

Николай

#28
Марес разор, а к этим лопасть приделать можно? Или там есть
свои особинности?
Чисто спортивный интерес на будущее!!! *hi*
Жизнь хороша, когда не спеша!!!

viktor

да, делают, это одна из не многих моделей с большой калошей для людей с большой ногой.  просто посмотри есть ли крепежи под подошвой которые лопасть держат, обычно один или два болта